Слово пастыря

Церковь

V-Kieve-ubili-monahinju-Moskovskogo-Patriarhata

Основной вопрос, выдвигаемый жизнью перед христианским богословием, становится, по всеобщему признанию, вопрос о Церкви, ее существе, основных принципах ее бытия и ее жизненном значении… Сегодня вопрос о Церкви – это вопрос вселенский. Поэтому учение о Церкви представляет собой не одну из многочисленных периферийных частей догматического богословия, но начало и неизменную основу вероучения.
«Вне Церкви живого богочеловеческого организма, нет спасения, нет вечной жизни… Церковь, как мистическое Тело Христово, есть та стихия, в которой силой благодати Божией совершается возрождение, обновление и воскресение человека, даруется бессмертие, бесконечная жизнь в Боге. Отношение человека к Церкви определяет его отношение к Богу и его вечную судьбу…
Как Царство Божие, находящееся в процессе своего становления, Церковь обладает полнотой средств, необходимых для духовного воссоздания личности, получающей через приобщение к жизни Церкви бесконечную радость и блаженство».

Церковь – это основание и источник жизни для мира и всего человечества. «Церковь возводит свое единство в догмат веры и полагает его в основу всего обновленного бытия. Следовательно, своим единством Церковь непрестанно проповедует необходимость всеобщего союза любви и согласия. Церковь вносит в общество скрепляющую силу веры и животворящий дух любви; решая в земной жизни Богочеловеческую задачу, она показывает миру высший образец человечности».

Сама Церковь черпает силы для своей животворящей космической и всечеловеческой миссии в Таинствах, которые укоренены в Боговоплощении и являются проводниками неиссякаемой божественной благодати. Таинство есть проявление единодействующей, единосовершительной силы Божественной, под покровом свершений эмпирических, во плоти мира и в этом смысле есть как бы вновь совершающееся или повторяющееся Боговоплощение. «В каждом Таинстве – особый благодатный дар, а через все Таинства в совокупности освящается вся жизнь человека и всего человеческого рода».

Центральным и высшим среди всех Таинств является Таинство Причащения Тела и Крови Христовых, благодаря которому каждый верующий приобщается самой вечноблаженой жизни Христа Спасителя. «Боговоплощение, вера и любовь ко Христу, благодать Святого Духа и, особенно, Евхаристия – вот то, что обусловливает наше общение и примирение во Христе. Евхаристия – это источник новой жизни во Христе Иисусе».
«Такова вообще тайна Боговоплощения, в которое включается и Божественная Евхаристия. Она, совершившись однажды в определенном месте и времени, происходит уже сверхвременно в небесах, но также и на земле «повторяется» как «воспоминание».
При этом здесь многократные повторения силою Божественной сливаются в единство до отожествления, которое и есть тайнодействие».

Как видим, существо жизни всего тела Церкви и каждого ее члена  состоит в постоянном, глубочайшем и теснейшем единении с Богом Отцом и Господом Иисусом Христом; началом и источником этой жизни является Дух Святой; главою, единственным идеалом и конечной целью, к которой устремляется вся Церковь, – Христос. Таким образом, онтология Церкви во всех ее аспектах всецело конституируется божественной жизнью Святой Троицы и неотделима от Нее.

Именно божественная Троица сообщает Церкви способ ее совершенного существования как полноты единства в многообразии. «Разнообразие и различие духовных даров и служений не только не нарушает… единства, но, напротив, по премудрому замыслу Основателя Церкви, служит к его сохранению и созиданию (Еф.4,11-12). Все дары и служения одинаково необходимы для полноты жизни Церкви».

Главные из этих даров – суть слово, таинство и церковная организация, являющиеся, можно сказать, тремя опорными столпами Православия.
«Мы стали подлинной Церковью украинского народа, которая с должным уважением относится к национальной истории и традициям нашей страны, той страны, в которой мы живем и совершаем свое служение и органической частью которой мы являемся. Смиренно переживая незаслуженные обвинения в измене национальным интересам, мы не словом, а делом доказали украинскому обществу, что наша Церковь – плоть от плоти украинского народа, наша родина – Украина, что нам дорога украинская история и традиции, и мы являемся органической частью современного украинского общества».
Только православная вера в единстве с историческим опытом сможет сформировать тип современного верующего человека, ответственного за судьбы Церкви и Отечества, вернуть Руси достоинство святости не по наименованию, а по содержанию.
В разрешении этой задачи должны принять активное участие иерархия, клир и миряне. Только соборным разумом мы сможем с помощью Божией разрешить стоящие перед нами проблемы».
«Церковь основана непосредственно Самим Богом Господом нашим Иисусом Христом. Целью Церкви является вечное спасение людей. Церковь живет согласно своим каноническим нормам, нарушение которых может привести к кризису не только внутрицерковному, но и общественному. Это очень важно понимать у нас в Украине, особенно после появления раскольнических течений, которые кое-кому очень хочется любой ценой объединить с канонической Церковью»

Современное состояние и устройство УПЦ

Издания Украинской православной церкви

УПЦ считает себя правопреемницей древней Киевской митрополии (в пределах Украины) и бывшего Украинского экзархата Русской Православной Церкви.

УПЦ обладает правами, приближающими её к статусу автономной Церквив православии. Тем не менее, вопрос о формальном статусе автономиидля УПЦ неоднократно поднимался, но ввиду неурегулированности вопроса о предоставлении автономии в православном мире, а также в связи с необходимостью наличия единодушия в этом вопросе священства и паствы УПЦ, отклонялся священноначалием как РПЦ[29], так и УПЦ[30][31].

Архиерейский Собор РПЦ 2000 признал необходимым «содействовать достижению общеправославного согласия по вопросу провозглашения и признания автономии Украинской Православной Церкви, каковое должно иметь место в связи с реальными достижениями в деле преодоления раскола»[32].

Предстоятель УПЦ с 2014 года — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский); резиденция — Киево-Печерская Лавра.

Во время богослужения Предстоятель Украинской православной церкви поминается как «Господин и Отец наш»[35].

Согласно Уставу УПЦ, высшие органы церковной власти и управления УПЦ суть: Собор УПЦ, Собор епископов УПЦ (Архиерейский собор) и Священный Синод УПЦ под председательством Митрополита Киевского и всея Украины.

По данным, приведённым 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром[36][37], «Украинская Церковь состоит из 43 епархий, которые управляются 54 архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской Православной Церкви несет послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. 4.650 монашествующих подвизается в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских».

Крупнейшие монастыри: Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра, Святогорская Лавра (Горловская епархия), Успенский Патриарший Одесский монастырь (Одесская епархия).

За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ является доминирующей конфессией на всей территории страны.

По данным на июль 2007 года, в ведении УПЦ было: 36 епархий, в которых действуют 10972 общества верующих (9327 священников); УПЦ насчитывает 167 монастырей (4399 монахов и черниц), 17 духовных учебных заведений (3527 слушателей), 105 периодических изданий, 4133 воскресных школы и 37 братств[38]. В начале февраля 2008 года было официально заявлено, что УПЦ «насчитывает 42 епархии и 57 архиереев, 13 из которых были рукоположены́ только за последний год»[39][40].

Статистика Церкви

Дата Епархий Приходов Монастырей Монахов Миссий Братств Духовных учебных заведений Слушателей в них Священнослужителей Воскресных школ Периодических изданий
01.01.2007 36 11085 167 4399 8 37 17 3627 9327 4133 105
01.01.2008 40 11334 173 4485 10 34 18 3970 9217 4112 106
01.01.2009 44 11539 177 4562 12 34 19 4211 9275 4158 106
01.01.2010 45 11790 179 4626 13 34 20 4234 9518 4256 108
01.01.2011 45 12043 186 4576 13 34 20 4568 9680 4344 112

 

Видеолекторий “Основы православной веры”

( Перейти по ссылке)

1. “Что такое вера”

2. “Предание”

3. “Ветхий Завет”

4. “Новый Завет”

5. “Священное предание”

6. “Символ веры”

7. “Бог – Отец”

8. “Сотворение мира

9. “Сын Божий”

11. “Крестная жертва

12. “Христово Воскресение”

13. “Вознесение

14. “Второе пришествие”

15. “Бог Святой Дух”

16. “Православная церковь”

17. “Крещение во оставление грехов”

 18. “Всеобщее воскресение”

19. “Вечная жизнь”

20. “Миропомазание”

21. “Таинство Причащения”

22. “Таинство Покаяния”

23. “Таинство священства”

24. “Таинство брака”

25. ” Таинство елеосвящения”

26. Заповеди Божьи. Синайские откровения

27. “Первая заповедь”

28. “Вторая заповедь”

29. “Третья заповедь”

30. “Четвертая заповедь”

31. “Пятая заповедь”

32. “Шестая заповедь”

33. “Седьмая заповедь” 

34. “Восьмая заповедь”

35. “Девятая заповедь”

36. “Десятая заповедь”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотры (162)

Добавить комментарий