Собор 70-ти апостолов ДНИ ПАМЯТИ:17 января
Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной. По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти. На основании Божественного Писания, предания святых отцов, древних историков и достоверных церковных повествователей можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде: 1. Иаков, брат Господень 2. Марк евангелист 3. Лука евангелист 4. Клеопа 5. Симеон 6. Варнава 7. Иосия (Иуст) 8. Фаддей 9. Анания 10. Стефан Первомученик, архидиакон 11. Филипп 12. Прохор 13. Никанор 14. Тимон 15. Пармен 16. Тимофей 17. Тит 18. Филимон 19. Онисим 20. Епафрас 21. Архипп 22. Сила 23. Силуан 24. Крискент 25. Крисп 26. Епенет 27. Андроник 28. Стахий 29. Амплий 30. Урван 31. Наркисс 32. Апеллий 33. Аристовул 34. Родион (Иродион) 35. Агав 36. Руф 37. Асинкрит 38. Флегонт 39. Ерм 40. Патров 41. Ермий 42. Лин 43. Гаий 44. Филолог 45. Лукий 46. Иасон 47. Сосипатр 48. Олимп (Олимпан) 49. Тертий 50. Ераст 51. Куарт 52. Евод 53. Онисифор 54. Климент 55. Сосфен 56. Аполлос 57. Тихик 58. Епафродит 59. Кесарь 60. Карп 61. Кодрат 62. Марк 63. Зина 64. Аристарх 65. Пуд 66. Трофим 67. Марк 68. Артема 69. Акила 70. Фортунат 71. Ахаик 72. Дионисий Ареопагит 73. Симеон Нигер По греческим Менологиям (Синаксарь Никодима), к 70 апостолам причисляются также Еввул и Нимфан. В IX веке Православная Церковь приняла от Иосифа Песнописца канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых. Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.
Кроме двенадцати апостолов, Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святой евангелист Лука об этом говорит так: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим» (Лк.10:1). Двенадцать находились при Нем, как свидетели его жизни, а семьдесят подготовляли людей к принятию Христа Спасителя, проповедуя раньше в тех городах, какие намеревался посетить Христос Господь. Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. Святой евангелист Иоанн пишет: «Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Ин.6:66-67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфеем, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало-помалу – из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего вместе с Петром первоверховным в том лике. На основании Божественного Писания, предания святых отцов, древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде. Первым из семидесяти апостолов был святой Иаков, брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Галатам говоря: «ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:18-19). Он был поставлен первым епископом Иерусалимским, по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове[1]. Святой евангелист Марк, написавший Святое Евангелие под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в Первом своем Соборном Послании в таких словах: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1Пет.5:13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию[2], где за проповедь о Христе идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал ему свой дух[3]. Святой евангелист Лука, написавший Святое Евангелие под руководством святого апостола Павла, который и упоминает о нем в Послании к Колоссянам: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол.4:14). Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедовал о Христе[4], преимущественно в Беотии[5]. Скончался мученически в Ахаии[6]. Святой Клеопа, младший брат святого Иосифа Обручника. Он на дороге в Еммаус вместе со святым Лукою видел Господа по воскресении Его. Потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба (Лк.24:13-35). За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями[7]. Святой Симеон, сродник Господень по плоти, был вторым епископом после апостола Иакова, в Иерусалиме, где и окончил свою жизнь, будучи распят за распятого Христа[8]. Святой Варнава, названный так апостолами, а прежде называвшийся Иосия (Деян.4:36). О нем упоминается в книге Деяний Апостольских (Деян.11:24) и в Послании святого апостола Павла к Галатам: «ходил я, – говорит апостол Павел, – в Иерусалим с Варнавою» (Гал.2:1). Сей апостол Варнава вместе со святым апостолом Павлом послужил благовестию и сначала проповедовал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолан[9]. Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честью погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, Святое Евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался[10]. Святой Иосия, или Иосиф, называвшийся также Варсава и Иуст. О нем упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был вместе с Матфеем избран на место отпавшего апостола Иуды Искариотского (Деян.1:23), и в Послании святого апостола Павла к Колоссянам, в котором апостол, перечисляя приветствия верных Колосской церкви, говорит: «также Иисус, прозываемый Иустом» (Кол.4:11). Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обручника, как и Иаков, и Симон, и Иуда не Искариот, и занимал епископскую кафедру в Елевферополе[11], где и скончался мученическою смертью[12]. Святой Фаддей был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Его нужно отличать от святого апостола Иуды Фаддея, или Левия, одного из двенадцати. Он крестил едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы. После долговременных трудов в деле благовестия о Христе он почил о Господе[13] в Ффиникийском город Берите[14]. Святой Анания, крестивший апостола Павла (Деян.9:10-18), был сначала епископом в городе Дамаске[15]. Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевферополе, где был побит камнями по приказанию игемона Лукиана[16]. Святой первомученик Стефан архидиакон первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван «Первомучеником»[17]. Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7:55). Святой Филипп, один из семи диаконов, крестивший Симона волхва в Самарии[18] и евнуха Кандакии царицы (Деян.8:26-39), был епископом в городе Траллии[19] и там, просветив многих Христовою верою, в глубокой старости отошел к Господу[20]. Святой Прохор, один из семи диаконов (Деян.6:5), спутник святого апостола Иоанна Богослова и участник его трудов. Он был первым епископом в вифинском городе Никомидии[21], а потом проповедовал о Христе в Антиохии[22], где и скончался мученически. Святой Никанор, один из семи диаконов, был умерщвлен вместе с двумя тысячами уверовавших во Христа в тот же день, в который был побит камнями святой Стефан первомученик; случилось это, как написано в книге Деяний Апостольских, во время великого гонения, воздвигнутого на церковь Иерусалимскую (Деян.8:1). Святой Тимон, один из семи диаконов, был епископом города Востры в Аравии[23] и, в то время, как проповедовал имя Христово, много потерпел страданий от евреев и греков. Затем, будучи брошен в разожженную печь, он вышел оттуда невредимым и потом отошел к Господу. Святой Пармен, один из семи диаконов, совершая порученное ему апостолами дело благовестия, умер мученически пред очами апостолов[24]. Святой Тимофей, трудившийся в деле благовестия Христова вместе со святым апостолом Павлом, который написал к нему два Послания, был епископом в Ефесе[25], где и скончался мученическою смертью[26]. Святой Тит также трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол Павел упоминает о нем в своих Посланиях (2Кор.2:12-13, 12:18; 2Тим.4:10), а также написал и к нему Послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. Скончался в глубокой старости в мире[27]. Святой Филимон, к которому святой апостол Павел написал особое Послание, был епископом в Газе[28]. Скончался мученически в царствование Нерона[29]. Святой Онисим, о котором пишет святой апостол Павел в своем Послании к Филимону (Флм.1:10-19), проповедовал христианство в Испании, Греции и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме[30]. Святой Епафрас, о котором также святой апостол Павел упоминает в том же Послании к Филимону, говоря: «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса» (Флм.1:23), был епископом города Колоссы и церквей Лаодикии и Иераполя[31]. Вместе со святым апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал колоссянам: «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе» (Кол.4:12-13). Святой Архипп, упоминаемый в том же Послании к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме) епископом в городе Колоссах[32]; о чем святой апостол Павел пишет колоссянам: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол.4:17). Там святой Архип и скончался мученической смертью[33]. Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божье и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение (Деян.16:13-24). О нем упоминается в Деяниях Апостольских: «Павел, избрав себе Силу, утверждал церкви» (Деян.15:40-41). Впоследствии он был епископом в Коринфе[34] и, немало потрудившись в деле проповедования слова Божия и сотворивши знамения и чудеса, отошел к Господу[35]. Святой Силуан проповедовал слово Божье вместе со святыми апостолами Петром и Павлом. О нем упоминает святой апостол Петр в своем Соборном Послании в таких словах: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1Пет.5:12). Также и святой апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном» (2Кор.1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни[36], где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу[37]. Святой Крискент[38], о котором святой апостол Павел упоминает в своем Втором Послании к Тимофею (Тим.4:10), был епископом в Галатии[39], а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне[40] Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна[41]. Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян.18:8), и о котором святой апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит, что он «крестил Криспа» (1Кор.1:19), был епископом на остров Эгин, близ Пелопоннеса[42], между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире. Святой Епенет[43], о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Рим.16:5), был епископом в Карфагене[44]. Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же Посланий к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Андроника», и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов, ранее его уверовавших во Христа (Рим.16:7), был епископом в Паннонии[45]. Скончался в мире[46]. Святой Стахий[47], о котором упоминает святой апостол Павел в том же Посланий, говоря: «Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне» (Рим.16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе[48] церковь, куда собиралось много верующих, и он поучал их заповедям Христовым. Святой Амплий, о котором святой апостол Павел упоминает в том же Послании, говоря: «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим.16:8), был епископом в городе Диосполе[49], где проповедовал Христа. Скончался в городе Одиссе[50], будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе[51]. Святой Урван, о котором святой апостол Павел вспоминает в том же Послании, говоря: «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе» (Рим.16:9), был епископом в Македонии[52] и скончался мученически[53]. Святой Наркисс[54], о котором святой апостол Павел упоминает в том же Послании, говоря: «Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе» (Рим.16:11), был епископом в Афинах[55]. Святой Апеллий[56], о котором упоминает в том же Послании святой апостол Павел, говоря: «Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе» (Рим.16:10), был епископом города Смирны[57]. Святой Аристовул, о котором упоминает святой апостол Павел в том же Послании, говоря: «Приветствуйте верных из дома Аристовулова» (Рим.16:10), был епископом в Британии[58] и там после долгих трудов и страданий скончался[59]. Святой Иродион, или Родион, о котором упоминает святой апостол Павел в том же Послании, говоря: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим.16:11), был епископом в Патрах[60]. Скончался мученически в Риме[61]. Святой Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах: «пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» (Деян.21:10-11, ср. Деян.11:28). Апостол Агав проповедовал во многих странах и многих обратил к Христу[62]. Святой Руф[63], о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе» (Рим.16:13), был епископом в Фивах, городе Греции[64]. Святой Асинкрит, который упоминается в том же Послании (Рим.16:14), был епископом в Гиркании, Малоазийской области, где много пострадал за имя Христово[65]. Святой Флегонт[66], упоминаемый в том же Послании (Рим.16:14), был епископом в Марафоне, городе Фракии[67]. Святой Эрм, который упоминается в том же Послании (Рим.16:14), был епископом в Филиппополе[68], где и скончался мученически[69]. Святой Патров, упоминаемый в том же Послании (Рим.16:14), был епископом в Неаполе[70] и Путеолах[71], где многих обратил к Христу[72]. Святой Ермий[73], о котором упоминается в том же Послании, был епископом в Далмации[74]. О сих пяти апостолах упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам в таких словах: «Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия» (Рим.16:14). Святой Лин, о котором упоминает святой апостол Павел во Втором Послании к Тимофею (2Тим.4:21), был епископом в Риме после святого апостола Петра[75]. Святой Гаий[76], о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: «Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви» (Рим.16:23), был епископом в Ефесе после святого Тимофея. Святой Филолог, о котором упоминает святой апостол Павел в том же Послании, говоря: «Приветствуйте Филолога» (Рим.16:15), святым апостолом Андреем был поставлен в епископа в Синопе[77], где и скончался в мире[78]. Святой Лукий, или Лука[79], о котором святой апостол Павел упоминает в том же Послании (Рим.16:21), был епископом в Лаодикии Сирской[80]. Святой Ясон, который упоминается в том же Послании (Рим.16:21), был епископом в Тарсе[81], где много пострадал за имя Христово. Скончался в глубокой старости в мире[82]. Святой Сосипатр, также упоминаемый в Послании к Римлянам (Рим.16:21), был епископом в Иконии[83]. Скончался Сосипатр в мире[84]. О последних трех апостолах святой апостол Павел в Послании к Римлянам пишет так: «Приветствуют вас и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои» (Рим.16:21). Святой Олимпан, или Олимп, о котором упоминает святой апостол Павел в том же Послании (Рим.16:15), присутствовал при страдальческой кончине святого апостола Петра в Риме и потом сам вместе со святым апостолом Иродионом был обезглавлен по повелению Нерона, как пишет Метафраст в сказании на день святых апостолов Петра и Павла[85]. Святой Тертий писал Послание святого апостола Павла к Римлянам, о чем он сам говорит в этом послании: «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание» (Рим.16:22). Он был вторым епископом в Иконии после святого Сосипатра и там стяжал себе мученический венец[86]. Святой Ераст[87], о котором упоминает святой апостол Павел в том же Послании (Рим.16:23), был диаконом и казнохранителем Иерусалимской Церкви, а потом епископом в Панеаде[88]. Святой Куарт, или Кварт[89], о котором упоминается в том же Послании, был епископом в Берите. Об этих двух апостолах святой апостол Павел пишет так: «Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт» (Рим.16:23). Святой Евод был епископом Антиохийским после святого Петра. О нем упоминает святой Игнатий Богоносец в своем послании к антиохийцам, говоря: «Поминайте блаженного Евода, отца вашего, он же первый ваш пастырь». Скончался мученически[90]. Святой Онисифор, о котором упоминает святой апостол Павел во Втором Послании к Тимофею, говоря: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих» (2Тим.1:16), был епископом в Колофоне[91] и Кирине[92]. Скончался мученически[93]. Святой Климент[94], о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам, говоря: «подвизавшийся вместе со мною и с Климентом» (Флп.4:3), был епископом в Сардике[95]. Святой Сосфен, который после святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен был в христианство святым апостолом Павлом. О нем в Деяниях Апостольских говорится: «А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем» (Деян.18:17). Его имя упоминает и сам святой апостол Павел наряду со своим в Послании к Коринфянам, которое начинается так: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат» (1Кор.1:1). Впоследствии святой апостол Сосфен был епископом в Колофоне[96]. Святой Аполлос упоминается в Деяниях Апостольских: «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно» (Деян.18:24-25). Упоминает о нем и святой апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам говоря: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор.3:6). Впоследствии Аполлос был в Крите[97]и еще позднее был епископом Кесарии[98]. Святой Тихик упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.20:4) и в Посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол.4:7) и к Ефесянам, где говорится: «дабы и вы знали о моих делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши» (Еф.6:21-22). И снова, во Втором Послании к Тимофею, апостол Павел говорит: «Тихика я послал в Ефес» (2Тим.4:12; ср. Тит.3:12.). Тихик был епископом Колофонским после святого Сосфена[99]. Святой Епафродит[100] упоминается в Послании святого апостола Павла к Филиппийцам, где апостол Павел говорит: «Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей» (Флп.2:25). Епафродит был епископом в Адриаке[101]. Святой Карп, о котором святой апостол Павел упоминает во Втором Послании к Тимофею в таких словах: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги» (2Тим.4:13), был епископом в Берии Фракийской[102]. Окончил жизнь в мире[103]. Святой Кодрат был епископом в Афинах и Магнезии[104], где, проповедуя слово Господне, принял от руки афинян мученическую кончину[105] при царе Адриане[106]. Святой Марк, он же и Иоанн, о котором, как спутнике Павла и Варнавы, много раз упоминают Деяния Апостольские, как, например, в следующем месте: «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком» (Деян.12:25 и др.), был епископом в городе Библосе, в Финикии[107]. Святой Марк творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что от одной его тени исцелялись болящие[108]. Святой Зина, по прозваний Законник, т. е. учитель закона Моисеева, о котором святой апостол Павел упоминает в Послании к Титу, говоря: «Зину законника позаботься отправить ко мне» (Тит.3:13), был епископом в Диосполе. Святой Аристарх, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.19:29) и в Посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол.4:10) и к Филимону (Флм.1:23), был епископом в городе Апамеи[109]. Святой Пуд, о котором упоминает святой апостол Павел во Втором Послании к Тимофею, говоря: «Приветствует тебя и Пуд» (2Тим.4:21), был членом римского сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась «Пастырскою» и в которой, по преданию, священнодействовал святой апостол Петр. Святой Трофим, о котором дважды упоминают Деяния Апостольские (Деян.20:4, 21:29) и святой апостол Павел в том же Послании к Тимофею, говоря: «Трофима же я оставил больного в Милите» (2Тим.4:20), вместе с апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях апостолу Павлу и, наконец, когда святой апостол Павел в Риме при Нероне был усечен мечом, вместе с своими двумя сотоварищами также был обезглавлен[110]. Святой Марк[111], племянник апостола Варнавы, был епископом в Аполлониаде Вифинской[112]. О нем упоминает святой апостол Павел в Послании к Колоссянам вместе с выше упомянутым апостолом Аристархом: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы» (Кол.4:10). Святой Артема[113], о котором говорит святой апостол Павел в Послании к Титу: «Когда пришлю к тебе Артему» (Тит.3:12), был епископом в Листрах[114]. Святой Акила, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян.18:1-3) и в Посланиях апостола Павла (Рим.16:3-4 и др.), был епископом в Гераклее, Слово же Божье проповедовал в Азии и Ахаии и за проповедь свою приял мученический венец[115]. Святой Фортунат, о котором упоминает святой апостол Павел в Первом Посланий к Коринфянам (1Кор.16:17-18), неустанно трудился, проповедуя имя Христово, и после многих трудов воспринял блаженную кончину. Святой Ахаик, о котором вместе с Фортунатом упоминает в том же Послании к Коринфянам святой апостол Павел, говоря: «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили» (1Кор.16:17-18). Святой Дионисий Ареопагит, о котором упоминают Деяния Апостольские (Деян.17:34), сначала был епископом в Афинах, а потом проповедовал Христа в Галлии[116] и здесь был обезглавлен. О том, что и он принадлежал к апостольскому лику, свидетельствует Евсевий, епископ Кесарии Палестинской[117], который, перечисляя 70 апостолов, говорит: «прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисия, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах». Святой Симеон по прозванию Нигер; о нем упоминает в Деяниях святой апостол Лука, говоря: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер» (Деян.13:1). О том же, что и он принадлежал к лику апостольскому, свидетельствует святой Епифаний, поставляя его между апостолами, ибо он так перечисляет их имена: «Марка, Луку, Иуста, Варнаву, Апеллия, Руфа, Нигра (т. е. Симеона Нигра) и прочих семьдесят два»[118]. Таким образом, святой Епифаний удостоверяет нас, что лик сих меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц, и что святой Симеон Нигер – был один из этого числа апостолов. Кроме того, святой Иоанн Дамаскин[119] в Октоихе пятого гласа в среду на вечерне после двенадцати апостолов упоминает и собор семидесяти двух апостолов.
Просмотры (12)