Собор 70-ти апостолов ДНИ ПАМЯТИ:17 января

Со­бор свя­тых се­ми­де­ся­ти апо­сто­лов был уста­нов­лен Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью для то­го, чтобы по­ка­зать рав­но­че­стие каж­до­го из се­ми­де­ся­ти и тем са­мым предот­вра­тить раз­но­гла­сия в по­чи­та­нии их. Они бы­ли из­бра­ны Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, чтобы бла­го­вест­во­вать Еван­ге­лие всей все­лен­ной. По со­ше­ствии Свя­то­го Ду­ха апо­сто­лы про­по­ве­до­ва­ли в раз­ных стра­нах, и неко­то­рые со­пут­ство­ва­ли апо­сто­лам из 12-ти, как свя­тые еван­ге­ли­сты Марк и Лу­ка, спо­движ­ник свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла Ти­мо­фей, уче­ник свя­то­го еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва свя­той Про­хор и дру­гие. Мно­гие из них бы­ли уз­ни­ка­ми за Хри­ста, мно­гие при­ня­ли ве­нец му­че­ни­че­ской смер­ти. На ос­но­ва­нии Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния, пре­да­ния свя­тых от­цов, древ­них ис­то­ри­ков и до­сто­вер­ных цер­ков­ных по­вест­во­ва­те­лей мож­но пред­ста­вить лик свя­тых се­ми­де­ся­ти апо­сто­лов в сле­ду­ю­щем ви­де: 1. Иа­ков, брат Гос­по­день 2. Марк еван­ге­лист 3. Лу­ка еван­ге­лист 4. Клео­па 5. Си­ме­он 6. Вар­на­ва 7. Иосия (Иуст) 8. Фад­дей 9. Ана­ния 10. Сте­фан Пер­во­му­че­ник, ар­хи­ди­а­кон 11. Филипп 12. Про­хор 13. Ни­ка­нор 14. Ти­мон 15. Пар­мен 16. Ти­мо­фей 17. Тит 18. Фили­мон 19. Они­сим 20. Епа­фрас 21. Ар­хипп 22. Си­ла 23. Си­лу­ан 24. Кри­с­кент 25. Кри­сп 26. Епенет 27. Ан­д­ро­ник 28. Ста­хий 29. Ам­плий 30. Урван 31. Нар­кисс 32. Апел­лий 33. Ари­сто­вул 34. Ро­ди­он (Иро­ди­о­н) 35. Агав 36. Руф 37. Асин­крит 38. Фле­гонт 39. Ерм 40. Па­тров 41. Ер­мий 42. Лин 43. Га­ий 44. Фило­лог 45. Лу­кий 46. Иа­сон 47. Со­си­патр 48. Олимп (Олим­пан) 49. Тер­тий 50. Ераст 51. Ку­арт 52. Евод 53. Они­си­фор 54. Кли­мент 55. Со­сфен 56. Апол­лос 57. Ти­хик 58. Епа­ф­ро­дит 59. Ке­сарь 60. Карп 61. Ко­драт 62. Марк 63. Зи­на 64. Ари­старх 65. Пуд 66. Тро­фим 67. Марк 68. Ар­те­ма 69. Аки­ла 70. Фор­ту­нат 71. Аха­ик 72. Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит 73. Си­ме­он Ни­гер По гре­че­ским Ме­но­ло­ги­ям (Си­нак­сарь Ни­ко­ди­ма), к 70 апо­сто­лам при­чис­ля­ют­ся так­же Еввул и Ним­фан. В IX ве­ке Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­ня­ла от Иоси­фа Пес­но­пис­ца ка­нон на день Со­бо­ра 70-ти апо­сто­лов Хри­сто­вых. Осо­бо Цер­ковь по­чи­та­ет и вос­хва­ля­ет 70 апо­сто­лов за то, что они на­учи­ли по­чи­тать Тро­и­цу Еди­но­сущ­ную и Нераз­дель­ную.
Кро­ме две­на­дца­ти апо­сто­лов, Гос­подь Иисус Хри­стос из­брал еще семь­де­сят дру­гих. Свя­той еван­ге­лист Лу­ка об этом го­во­рит так: «По­сле се­го из­брал Гос­подь и дру­гих семь­де­сят уче­ни­ков, и по­слал их по два пред ли­цом Сво­им» (Лк.10:1). Две­на­дцать на­хо­ди­лись при Нем, как сви­де­те­ли его жиз­ни, а семь­де­сят под­го­тов­ля­ли лю­дей к при­ня­тию Хри­ста Спа­си­те­ля, про­по­ве­дуя рань­ше в тех го­ро­дах, ка­кие на­ме­ре­вал­ся по­се­тить Хри­стос Гос­подь. Впо­след­ствии мно­гие из уче­ни­ков Гос­под­них и, ко­неч­но, в том чис­ле мно­гие из се­ми­де­ся­ти от­па­ли от Хри­ста и пе­ре­ста­ли слу­жить ему. Свя­той еван­ге­лист Иоанн пи­шет: «Мно­гие из уче­ни­ков Его ото­шли от Него и уже не хо­ди­ли с Ним. То­гда Иисус ска­зал две­на­дца­ти: не хо­ти­те ли и вы отой­ти?» (Ин.6:66-67) Ко­гда же на­сту­пи­ли дни стра­да­ний Хри­сто­вых, чис­ло уче­ни­ков Хри­ста ума­ли­лось еще бо­лее, и ед­ва ли кто из чис­ла се­ми­де­ся­ти остал­ся при Нем, ко­гда и один из две­на­дца­ти от­пал от Него. По вос­кре­се­нии Хри­сто­вом лик свя­тых две­на­дца­ти апо­сто­лов был вос­пол­нен Мат­фе­ем, лик же се­ми­де­ся­ти на­пол­нил­ся не сра­зу, а ма­ло-по­ма­лу – из чис­ла тех, кто был об­ра­ща­ем ко Хри­сту две­на­дца­тью апо­сто­ла­ми и про­по­ве­дью свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, свы­ше при­зван­но­го в тот же пер­вен­ству­ю­щий лик и став­ше­го вме­сте с Пет­ром пер­во­вер­хов­ным в том ли­ке. На ос­но­ва­нии Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния, пре­да­ния свя­тых от­цов, древ­них ис­то­ри­ков и до­сто­вер­ных цер­ков­ных по­вест­во­ва­те­лей, мож­но пред­ста­вить лик свя­тых се­ми­де­ся­ти апо­сто­лов в сле­ду­ю­щем ви­де. Пер­вым из се­ми­де­ся­ти апо­сто­лов был свя­той Иа­ков, брат Гос­по­день, о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Га­ла­там го­во­ря: «хо­дил я в Иеру­са­лим ви­деть­ся с Пет­ром; дру­го­го же из Апо­сто­лов я не ви­дел ни­ко­го, кро­ме Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня» (Гал.1:18-19). Он был по­став­лен пер­вым епи­ско­пом Иеру­са­лим­ским, по сви­де­тель­ству пре­да­ния, из­бран­ный к это­му и по­свя­щен­ный Са­мим Хри­стом во вре­мя его зем­ной жиз­ни. Про­по­ве­дуя Хри­ста в Иеру­са­ли­ме, апо­стол Иа­ков был сбро­шен иуде­я­ми с кры­ши хра­ма на зем­лю, по­том был по­бит кам­ня­ми и скон­чал­ся от уда­ра па­ли­цею по го­ло­ве[1]. Свя­той еван­ге­ли­ст Марк, на­пи­сав­ший Свя­тое Еван­ге­лие под ру­ко­вод­ством свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра, ко­то­рый упо­ми­на­ет о нем в Пер­вом сво­ем Со­бор­ном По­сла­нии в та­ких сло­вах: «При­вет­ству­ет вас из­бран­ная, по­доб­но вам, цер­ковь в Ва­ви­лоне и Марк, сын мой» (1Пет.5:13). Тот же свя­той апо­стол Петр по­ста­вил Мар­ка епи­ско­пом в го­род Алек­сан­дрию[2], где за про­по­ведь о Хри­сте идо­ло­по­клон­ни­ки, свя­зав­ши его, вла­чи­ли по кам­ням и би­ли. В это вре­мя ему явил­ся Гос­подь Иисус Хри­стос, при­зы­вая его к небес­ной сла­ве, и апо­стол пре­дал ему свой дух[3]. Свя­той еван­ге­лист Лу­ка, на­пи­сав­ший Свя­тое Еван­ге­лие под ру­ко­вод­ством свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, ко­то­рый и упо­ми­на­ет о нем в По­сла­нии к Ко­лос­ся­нам: «При­вет­ству­ет вас Лу­ка, врач воз­люб­лен­ный» (Кол.4:14). Он же на­пи­сал и кни­гу Де­я­ний Апо­столь­ских и мно­го про­по­ве­до­вал о Хри­сте[4], пре­иму­ще­ствен­но в Бео­тии[5]. Скон­чал­ся му­че­ни­че­ски в Аха­ии[6]. Свя­той Клео­па, млад­ший брат свя­то­го Иоси­фа Об­руч­ни­ка. Он на до­ро­ге в Ем­маус вме­сте со свя­тым Лу­кою ви­дел Гос­по­да по вос­кре­се­нии Его. По­том узнал вос­крес­ше­го Хри­ста, ко­гда Он явил­ся со­брав­шим­ся уче­ни­кам в од­ном до­ме, где со­вер­шил пре­лом­ле­ние хле­ба (Лк.24:13-35). За про­по­ведь о Хри­сте свя­той Клео­па был умерщ­влен иуде­я­ми[7]. Свя­той Си­ме­он, срод­ник Гос­по­день по пло­ти, был вто­рым епи­ско­пом по­сле апо­сто­ла Иа­ко­ва, в Иеру­са­ли­ме, где и окон­чил свою жизнь, бу­дучи рас­пят за рас­пя­то­го Хри­ста[8]. Свя­той Вар­на­ва, на­зван­ный так апо­сто­ла­ми, а преж­де на­зы­вав­ший­ся Иосия (Деян.4:36). О нем упо­ми­на­ет­ся в кни­ге Де­я­ний Апо­столь­ских (Деян.11:24) и в По­сла­нии свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла к Га­ла­там: «хо­дил я, – го­во­рит апо­стол Па­вел, – в Иеру­са­лим с Вар­на­вою» (Гал.2:1). Сей апо­стол Вар­на­ва вме­сте со свя­тым апо­сто­лом Пав­лом по­слу­жил бла­го­ве­стию и сна­ча­ла про­по­ве­до­вал о Хри­сте в Ри­ме, а по­том был по­став­лен епи­ско­пом в Ме­дио­лан[9]. Скон­чал­ся он на сво­ей ро­дине, на ост­ро­ве Ки­п­ре, где был по­бит кам­ня­ми го­ни­те­ля­ми ве­ры Хри­сто­вой. Хри­сти­ане с че­стью по­греб­ли его и по­ло­жи­ли с ним в гроб, со­глас­но его за­ве­ща­нию, Свя­тое Еван­ге­лие от Мат­фея, ко­то­рое Вар­на­ва неко­гда сам пе­ре­пи­сал и с ко­то­рым ни­ко­гда не раз­лу­чал­ся[10]. Свя­той Иосия, или Иосиф, на­зы­вав­ший­ся так­же Вар­са­ва и Иуст. О нем упо­ми­на­ет­ся в Де­я­ни­ях Апо­столь­ских, где по­вест­ву­ет­ся, что он был вме­сте с Мат­фе­ем из­бран на ме­сто от­пав­ше­го апо­сто­ла Иуды Ис­ка­ри­от­ско­го (Деян.1:23), и в По­сла­нии свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла к Ко­лос­ся­нам, в ко­то­ром апо­стол, пе­ре­чис­ляя при­вет­ствия вер­ных Ко­лос­ской церк­ви, го­во­рит: «так­же Иисус, про­зы­ва­е­мый Иустом» (Кол.4:11). Учи­те­ли Церк­ви го­во­рят, что сей Иосия был сын Иоси­фа Об­ру­ч­ни­ка, как и Иа­ков, и Си­мон, и Иуда не Ис­ка­ри­от, и за­ни­мал епи­скоп­скую ка­фед­ру в Елев­фе­ро­по­ле[11], где и скон­чал­ся му­че­ни­че­скою смер­тью[12]. Свя­той Фад­дей был сна­ча­ла уче­ни­ком свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи, а по­том уче­ни­ком Хри­сто­вым. Его нуж­но от­ли­чать от свя­то­го апо­сто­ла Иуды Фад­дея, или Ле­вия, од­но­го из две­на­дца­ти. Он кре­стил едес­ско­го кня­зя Ав­га­ря и ис­це­лил его от про­ка­зы. По­сле дол­говре­мен­ных тру­дов в де­ле бла­го­ве­стия о Хри­сте он по­чил о Гос­по­де[13] в Ффини­кий­ском го­род Бе­ри­те[14]. Свя­той Ана­ния, кре­стив­ший апо­сто­ла Пав­ла (Деян.9:10-18), был сна­ча­ла епи­ско­пом в го­ро­де Да­мас­ке[15]. Окон­чил же свою жизнь свя­той Ана­ния в Елев­фе­ро­по­ле, где был по­бит кам­ня­ми по при­ка­за­нию иге­мо­на Лу­ки­а­на[16]. Свя­той пер­во­му­че­ник Сте­фан ар­хи­ди­а­кон пер­вый при­нял му­че­ни­че­ский ве­нец за Хри­ста, бу­дучи по­бит кам­ня­ми, по­че­му и на­зван «Пер­во­му­че­ни­ком»[17]. Неза­дол­го до смер­ти он удо­сто­ил­ся ви­деть от­вер­стые небе­са и Гос­по­да Иису­са, в об­ра­зе Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го, сто­я­ще­го одес­ную Бо­га (Деян.7:55). Свя­той Филипп, один из се­ми диа­ко­нов, кре­стив­ший Си­мо­на волх­ва в Са­ма­рии[18] и ев­ну­ха Канда­кии ца­ри­цы (Деян.8:26-39), был епи­ско­пом в го­ро­де Трал­лии[19] и там, про­све­тив мно­гих Хри­сто­вою ве­рою, в глу­бо­кой ста­ро­сти ото­шел к Гос­по­ду[20]. Свя­той Про­хор, один из се­ми диа­ко­нов (Деян.6:5), спут­ник свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и участ­ник его тру­дов. Он был пер­вым епи­ско­пом в вифин­ском го­ро­де Ни­ко­ми­дии[21], а по­том про­по­ве­до­вал о Хри­сте в Ан­тио­хии[22], где и скон­чал­ся му­че­ни­че­ски. Свя­той Ни­ка­нор, один из се­ми диа­ко­нов, был умерщ­влен вме­сте с дву­мя ты­ся­ча­ми уве­ро­вав­ших во Хри­ста в тот же день, в ко­то­рый был по­бит кам­ня­ми свя­той Сте­фан пер­во­му­че­ник; слу­чи­лось это, как на­пи­са­но в кни­ге Де­я­ний Апо­столь­ских, во вре­мя ве­ли­ко­го го­не­ния, воз­двиг­ну­то­го на цер­ковь Иеру­са­лим­скую (Деян.8:1). Свя­той Ти­мон, один из се­ми диа­ко­нов, был епи­ско­пом го­ро­да Вост­ры в Ара­вии[23] и, в то вре­мя, как про­по­ве­до­вал имя Хри­сто­во, мно­го по­тер­пел стра­да­ний от ев­ре­ев и гре­ков. За­тем, бу­дучи бро­шен в разо­жжен­ную печь, он вы­шел от­ту­да невре­ди­мым и по­том ото­шел к Гос­по­ду. Свя­той Пар­мен, один из се­ми диа­ко­нов, со­вер­шая по­ру­чен­ное ему апо­сто­ла­ми де­ло бла­го­ве­стия, умер му­че­ни­че­ски пред оча­ми апо­сто­лов[24]. Свя­той Ти­мо­фей, тру­див­ший­ся в де­ле бла­го­ве­стия Хри­сто­ва вме­сте со свя­тым апо­сто­лом Пав­лом, ко­то­рый на­пи­сал к нему два По­сла­ния, был епи­ско­пом в Ефе­се[25], где и скон­чал­ся му­че­ни­че­скою смер­тью[26]. Свя­той Тит так­же тру­дил­ся вме­сте со свя­тым апо­сто­лом Пав­лом в де­ле бла­го­ве­стия. Свя­той апо­стол Па­вел упо­ми­на­ет о нем в сво­их По­сла­ни­ях (2Кор.2:12-13, 12:18; 2Тим.4:10), а так­же на­пи­сал и к нему По­сла­ние. Свя­той Тит был епи­ско­пом Гор­ти­ны, на ост­ро­ве Крит. Скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти в ми­ре[27]. Свя­той Фили­мон, к ко­то­ро­му свя­той апо­стол Па­вел на­пи­сал осо­бое По­сла­ние, был епи­ско­пом в Га­зе[28]. Скон­чал­ся му­че­ни­че­ски в цар­ство­ва­ние Неро­на[29]. Свя­той Они­сим, о ко­то­ром пи­шет свя­той апо­стол Па­вел в сво­ем По­сла­нии к Фили­мо­ну (Флм.1:10-19), про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство в Ис­па­нии, Гре­ции и Ма­лой Азии. Скон­чал­ся му­че­ни­че­ски вско­ре по­сле кон­чи­ны свя­то­го Иг­на­тия Бо­го­нос­ца, бу­дучи по­бит кам­ня­ми в Ри­ме[30]. Свя­той Епа­фрас, о ко­то­ром так­же свя­той апо­стол Па­вел упо­ми­на­ет в том же По­сла­нии к Фили­мо­ну, го­во­ря: «При­вет­ству­ет те­бя Епа­фрас, уз­ник вме­сте со мною ра­ди Хри­ста Иису­са» (Флм.1:23), был епи­ско­пом го­ро­да Ко­лоссы и церк­вей Ла­оди­кии и Иера­по­ля[31]. Вме­сте со свя­тым апо­сто­лом Пав­лом он со­дер­жал­ся в узах в Ри­ме, от­ку­да Па­вел пи­сал ко­лос­ся­нам: «При­вет­ству­ет вас Епа­фрас ваш, раб Иису­са Хри­ста, все­гда под­ви­за­ю­щий­ся за вас в мо­лит­вах, чтобы вы пре­бы­ли со­вер­шен­ны и ис­пол­не­ны всем, что угод­но Бо­гу. Сви­де­тель­ствую о нем, что он име­ет ве­ли­кую рев­ность и за­бо­ту о вас и о на­хо­дя­щих­ся в Ла­оди­кии и Иера­по­ле» (Кол.4:12-13). Свя­той Ар­хипп, упо­ми­на­е­мый в том же По­сла­нии к Фили­мо­ну, был по­сле свя­то­го Епа­фра­са (за­клю­чен­но­го в узы в Ри­ме) епи­ско­пом в го­ро­де Ко­лос­сах[32]; о чем свя­той апо­стол Па­вел пи­шет ко­лос­ся­нам: «Ска­жи­те Ар­хип­пу: смот­ри, чтобы те­бе ис­пол­нить слу­же­ние, ко­то­рое ты при­нял в Гос­по­де» (Кол.4:17). Там свя­той Ар­хип и скон­чал­ся му­че­ни­че­ской смер­тью[33]. Свя­той Си­ла был уче­ни­ком и бли­жай­шим со­труд­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, вме­сте с ко­то­рым про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жье и пре­тер­пел мно­гие стра­да­ния, ра­ны и тю­рем­ное за­клю­че­ние (Деян.16:13-24). О нем упо­ми­на­ет­ся в Де­я­ни­ях Апо­столь­ских: «Па­вел, из­брав се­бе Си­лу, утвер­ждал церк­ви» (Деян.15:40-41). Впо­след­ствии он был епи­ско­пом в Ко­рин­фе[34] и, нема­ло по­тру­див­шись в де­ле про­по­ве­до­ва­ния сло­ва Бо­жия и со­тво­рив­ши зна­ме­ния и чу­де­са, ото­шел к Гос­по­ду[35]. Свя­той Си­лу­ан про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жье вме­сте со свя­ты­ми апо­сто­ла­ми Пет­ром и Пав­лом. О нем упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Петр в сво­ем Со­бор­ном По­сла­нии в та­ких сло­вах: «Сие крат­ко на­пи­сал я вам чрез Си­лу­а­на, вер­но­го, как ду­маю, ва­ше­го бра­та» (1Пет.5:12). Так­же и свя­той апо­стол Па­вел во Вто­ром По­сла­нии к Ко­рин­фя­нам: «Ибо Сын Бо­жий, Иисус Хри­стос, про­по­ве­дан­ный у вас на­ми, мною и Си­лу­а­ном» (2Кор.1:19). Апо­стол Си­лу­ан был епи­ско­пом в Со­лу­ни[36], где, пре­тер­пев нема­ло бед­ствий во вре­мя сво­их по­дви­гов для утвер­жде­ния свя­той ве­ры Хри­сто­вой, ото­шел к По­дви­го­по­лож­ни­ку Хри­сту[37]. Свя­той Кри­с­кент[38], о ко­то­ром свя­той апо­стол Па­вел упо­ми­на­ет в сво­ем Вто­ром По­сла­нии к Ти­мо­фею (Тим.4:10), был епи­ско­пом в Га­ла­тии[39], а по­том про­по­ве­до­вал Хри­ста в Гал­лии. Там в го­ро­де Вьенне[40] Кри­с­кент по­ста­вил епи­ско­пом уче­ни­ка сво­е­го, За­ха­рию, и сно­ва воз­вра­тил­ся в Га­ла­тию, где и скон­чал­ся му­че­ни­че­ски в цар­ство­ва­ние Тра­я­на[41]. Свя­той Кри­сп, о ко­то­ром упо­ми­на­ют Де­я­ния Апо­столь­ские в сле­ду­ю­щих сло­вах: «Кри­сп же, на­чаль­ник си­на­го­ги, уве­ро­вал в Гос­по­да со всем до­мом сво­им» (Деян.18:8), и о ко­то­ром свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Ко­рин­фя­нам го­во­рит, что он «кре­стил Кри­спа» (1Кор.1:19), был епи­ско­пом на ост­ров Эгин, близ Пе­ло­пон­не­са[42], меж­ду Эгей­ским и Иони­че­ским мо­ря­ми. Скон­чал­ся в ми­ре. Свя­той Епенет[43], о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам, го­во­ря: «При­вет­ствуй­те воз­люб­лен­но­го мо­е­го Епе­не­та, ко­то­рый есть на­ча­ток Аха­ии для Хри­ста» (Рим.16:5), был епи­ско­пом в Кар­фа­гене[44]. Свя­той Ан­д­ро­ник, о ко­то­ром свя­той апо­стол Па­вел упо­ми­на­ет в том же По­сла­ний к Рим­ля­нам, го­во­ря: «При­вет­ствуй­те Ан­д­ро­ни­ка», и на­зы­ва­ет его сво­им срод­ни­ком и соп­лен­ни­ком, од­ним из важ­ней­ших апо­сто­лов, ра­нее его уве­ро­вав­ших во Хри­ста (Рим.16:7), был епи­ско­пом в Пан­но­нии[45]. Скон­чал­ся в ми­ре[46]. Свя­той Ста­хий[47], о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в том же По­сла­ний, го­во­ря: «При­вет­ствуй­те и Ста­хия, воз­люб­лен­но­го мне» (Рим.16:9), был свя­тым апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным по­став­лен пер­вым епи­ско­пом Ви­зан­тий­ским. Вме­сте с ним свя­той Ста­хий воз­двиг в Ар­ги­ро­по­ле[48] цер­ковь, ку­да со­би­ра­лось мно­го ве­ру­ю­щих, и он по­учал их за­по­ве­дям Хри­сто­вым. Свя­той Ам­плий, о ко­то­ром свя­той апо­стол Па­вел упо­ми­на­ет в том же По­сла­нии, го­во­ря: «При­вет­ствуй­те Ам­плия, воз­люб­лен­но­го мне в Гос­по­де» (Рим.16:8), был епи­ско­пом в го­ро­де Ди­оспо­ле[49], где про­по­ве­до­вал Хри­ста. Скон­чал­ся в го­ро­де Одис­се[50], бу­дучи умерщ­влен ел­ли­на­ми за свою про­по­ведь о Хри­сте[51]. Свя­той Урван, о ко­то­ром свя­той апо­стол Па­вел вспо­ми­на­ет в том же По­сла­нии, го­во­ря: «При­вет­ствуй­те Ур­ба­на, со­труд­ни­ка на­ше­го во Хри­сте» (Рим.16:9), был епи­ско­пом в Ма­ке­до­нии[52] и скон­чал­ся му­че­ни­че­ски[53]. Свя­той Нар­кисс[54], о ко­то­ром свя­той апо­стол Па­вел упо­ми­на­ет в том же По­сла­нии, го­во­ря: «При­вет­ствуй­те из до­маш­них Нар­кис­са тех, ко­то­рые в Гос­по­де» (Рим.16:11), был епи­ско­пом в Афи­нах[55]. Свя­той Апел­лий[56], о ко­то­ром упо­ми­на­ет в том же По­сла­нии свя­той апо­стол Па­вел, го­во­ря: «При­вет­ствуй­те Апел­ле­са, ис­пы­тан­но­го во Хри­сте» (Рим.16:10), был епи­ско­пом го­ро­да Смир­ны[57]. Свя­той Ари­сто­вул, о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в том же По­сла­нии, го­во­ря: «При­вет­ствуй­те вер­ных из до­ма Ари­сто­ву­ло­ва» (Рим.16:10), был епи­ско­пом в Бри­та­нии[58] и там по­сле дол­гих тру­дов и стра­да­ний скон­чал­ся[59]. Свя­той Иро­ди­он, или Ро­ди­он, о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в том же По­сла­нии, го­во­ря: «При­вет­ствуй­те Иро­ди­о­на, срод­ни­ка мо­е­го» (Рим.16:11), был епи­ско­пом в Пат­рах[60]. Скон­чал­ся му­че­ни­че­ски в Ри­ме[61]. Свя­той Агав имел дар про­ро­че­ства. О нем упо­ми­на­ет­ся в Де­я­ни­ях Апо­столь­ских в та­ких сло­вах: «при­шел из Иудеи некто про­рок, име­нем Агав, и взял по­яс Пав­лов и, свя­зав се­бе ру­ки и но­ги, ска­зал: так го­во­рит Дух Свя­тый: му­жа, чей этот по­яс, так свя­жут в Иеру­са­ли­ме Иудеи и пре­да­дут в ру­ки языч­ни­ков» (Деян.21:10-11, ср. Деян.11:28). Апо­стол Агав про­по­ве­до­вал во мно­гих стра­нах и мно­гих об­ра­тил к Хри­сту[62]. Свя­той Руф[63], о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам, го­во­ря: «При­вет­ствуй­те Ру­фа, из­бран­но­го в Гос­по­де» (Рим.16:13), был епи­ско­пом в Фивах, го­ро­де Гре­ции[64]. Свя­той Асин­крит, ко­то­рый упо­ми­на­ет­ся в том же По­сла­нии (Рим.16:14), был епи­ско­пом в Гир­ка­нии, Ма­ло­азий­ской об­ла­сти, где мно­го по­стра­дал за имя Хри­сто­во[65]. Свя­той Фле­гонт[66], упо­ми­на­е­мый в том же По­сла­нии (Рим.16:14), был епи­ско­пом в Ма­ра­фоне, го­ро­де Фра­кии[67]. Свя­той Эрм, ко­то­рый упо­ми­на­ет­ся в том же По­сла­нии (Рим.16:14), был епи­ско­пом в Филип­по­по­ле[68], где и скон­чал­ся му­че­ни­че­ски[69]. Свя­той Па­тров, упо­ми­на­е­мый в том же По­сла­нии (Рим.16:14), был епи­ско­пом в Неа­по­ле[70] и Пу­те­о­ла­х[71], где мно­гих об­ра­тил к Хри­сту[72]. Свя­той Ер­мий[73], о ко­то­ром упо­ми­на­ет­ся в том же По­сла­нии, был епи­ско­пом в Дал­ма­ции[74]. О сих пя­ти апо­сто­лах упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам в та­ких сло­вах: «При­вет­ствуй­те Асин­кри­та, Фле­гон­та, Ер­ма, Па­тро­ва, Ер­мия» (Рим.16:14). Свя­той Лин, о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел во Вто­ром По­сла­нии к Ти­мо­фею (2Тим.4:21), был епи­ско­пом в Ри­ме по­сле свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра[75]. Свя­той Га­ий[76], о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам, го­во­ря: «При­вет­ству­ет вас Га­ий, стран­но­при­и­мец мой и всей церк­ви» (Рим.16:23), был епи­ско­пом в Ефе­се по­сле свя­то­го Ти­мо­фея. Свя­той Фило­лог, о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в том же По­сла­нии, го­во­ря: «При­вет­ствуй­те Фило­ло­га» (Рим.16:15), свя­тым апо­сто­лом Ан­дре­ем был по­став­лен в епи­ско­па в Си­но­пе[77], где и скон­чал­ся в ми­ре[78]. Свя­той Лу­кий, или Лу­ка[79], о ко­то­ром свя­той апо­стол Па­вел упо­ми­на­ет в том же По­сла­нии (Рим.16:21), был епи­ско­пом в Ла­оди­кии Сир­ской[80]. Свя­той Ясон, ко­то­рый упо­ми­на­ет­ся в том же По­сла­нии (Рим.16:21), был епи­ско­пом в Тар­се[81], где мно­го по­стра­дал за имя Хри­сто­во. Скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти в ми­ре[82]. Свя­той Со­си­патр, так­же упо­ми­на­е­мый в По­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16:21), был епи­ско­пом в Ико­нии[83]. Скон­чал­ся Со­си­патр в ми­ре[84]. О по­след­них трех апо­сто­лах свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам пи­шет так: «При­вет­ству­ют вас и Лу­ций, Иа­сон и Со­си­патр, срод­ни­ки мои» (Рим.16:21). Свя­той Олим­пан, или Олимп, о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в том же По­сла­нии (Рим.16:15), при­сут­ство­вал при стра­даль­че­ской кон­чине свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра в Ри­ме и по­том сам вме­сте со свя­тым апо­сто­лом Иро­ди­о­ном был обез­глав­лен по по­ве­ле­нию Неро­на, как пи­шет Ме­та­фраст в ска­за­нии на день свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла[85]. Свя­той Тер­тий пи­сал По­сла­ние свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла к Рим­ля­нам, о чем он сам го­во­рит в этом по­сла­нии: «При­вет­ствую вас в Гос­по­де и я, Тер­тий, пи­сав­ший сие по­сла­ние» (Рим.16:22). Он был вто­рым епи­ско­пом в Ико­нии по­сле свя­то­го Со­си­па­тра и там стя­жал се­бе му­че­ни­че­ский ве­нец[86]. Свя­той Ераст[87], о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в том же По­сла­нии (Рим.16:23), был диа­ко­ном и каз­но­хра­ни­те­лем Иеру­са­лим­ской Церк­ви, а по­том епи­ско­пом в Па­не­аде[88]. Свя­той Ку­арт, или Кварт[89], о ко­то­ром упо­ми­на­ет­ся в том же По­сла­нии, был епи­ско­пом в Бе­ри­те. Об этих двух апо­сто­лах свя­той апо­стол Па­вел пи­шет так: «При­вет­ству­ет вас Ераст, го­род­ской каз­но­хра­ни­тель, и брат Кварт» (Рим.16:23). Свя­той Евод был епи­ско­пом Ан­тио­хий­ским по­сле свя­то­го Пет­ра. О нем упо­ми­на­ет свя­той Иг­на­тий Бо­го­но­сец в сво­ем по­сла­нии к ан­тио­хий­цам, го­во­ря: «По­ми­най­те бла­жен­но­го Ево­да, от­ца ва­ше­го, он же пер­вый ваш пас­тырь». Скон­чал­ся му­че­ни­че­ски[90]. Свя­той Они­си­фор, о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел во Вто­ром По­сла­нии к Ти­мо­фею, го­во­ря: «Да даст Гос­подь ми­лость до­му Они­си­фо­ра за то, что он мно­го­крат­но по­ко­ил ме­ня и не сты­дил­ся уз мо­их» (2Тим.1:16), был епи­ско­пом в Ко­ло­фоне[91] и Ки­рине[92]. Скон­чал­ся му­че­ни­че­ски[93]. Свя­той Кли­мент[94], о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Филип­пий­цам, го­во­ря: «под­ви­зав­ший­ся вме­сте со мною и с Кли­мен­том» (Флп.4:3), был епи­ско­пом в Сар­ди­ке[95]. Свя­той Со­сфен, ко­то­рый по­сле свя­то­го Кри­спа был на­чаль­ни­ком иудей­ской си­на­го­ги в Ко­рин­фе, об­ра­щен был в хри­сти­ан­ство свя­тым апо­сто­лом Пав­лом. О нем в Де­я­ни­ях Апо­столь­ских го­во­рит­ся: «А все Ел­ли­ны, схва­тив Со­сфе­на, на­чаль­ни­ка си­на­го­ги, би­ли его пе­ред су­ди­ли­щем» (Деян.18:17). Его имя упо­ми­на­ет и сам свя­той апо­стол Па­вел на­ря­ду со сво­им в По­сла­нии к Ко­рин­фя­нам, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся так: «Па­вел, во­лею Бо­жи­ею при­зван­ный Апо­стол Иису­са Хри­ста, и Со­сфен брат» (1Кор.1:1). Впо­след­ствии свя­той апо­стол Со­сфен был епи­ско­пом в Ко­ло­фоне[96]. Свя­той Апол­лос упо­ми­на­ет­ся в Де­я­ни­ях Апо­столь­ских: «Некто Иудей, име­нем Апол­лос, ро­дом из Алек­сан­дрии, муж крас­но­ре­чи­вый и све­ду­щий в Пи­са­ни­ях, при­шел в Ефес. Он был на­став­лен в на­чат­ках пу­ти Гос­под­ня и, го­ря ду­хом, го­во­рил и учил о Гос­по­де пра­виль­но» (Деян.18:24-25). Упо­ми­на­ет о нем и свя­той апо­стол Па­вел в Пер­вом По­сла­нии к Ко­рин­фя­нам го­во­ря: «Я на­са­дил, Апол­лос по­ли­вал, но воз­рас­тил Бог» (1Кор.3:6). Впо­след­ствии Апол­лос был в Кри­те[97]и еще позд­нее был епи­ско­пом Ке­са­рии[98]. Свя­той Ти­хик упо­ми­на­ет­ся в Де­я­ни­ях Апо­столь­ских (Деян.20:4) и в По­сла­ни­ях свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла к Ко­лос­ся­нам (Кол.4:7) и к Ефе­ся­нам, где го­во­рит­ся: «дабы и вы зна­ли о мо­их де­лах, обо всем из­ве­стит вас Ти­хик, воз­люб­лен­ный брат и вер­ный в Гос­по­де слу­жи­тель, ко­то­ро­го я и по­слал к вам для то­го са­мо­го, чтобы вы узна­ли о нас и чтобы он уте­шил серд­ца ва­ши» (Еф.6:21-22). И сно­ва, во Вто­ром По­сла­нии к Ти­мо­фею, апо­стол Па­вел го­во­рит: «Ти­хи­ка я по­слал в Ефес» (2Тим.4:12; ср. Тит.3:12.). Ти­хик был епи­ско­пом Ко­ло­фон­ским по­сле свя­то­го Со­сфе­на[99]. Свя­той Епа­ф­ро­дит[100] упо­ми­на­ет­ся в По­сла­нии свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла к Филип­пий­цам, где апо­стол Па­вел го­во­рит: «Впро­чем я по­чел нуж­ным по­слать к вам Епа­ф­ро­ди­та, бра­та и со­труд­ни­ка и спо­движ­ни­ка мо­е­го, а ва­ше­го по­слан­ни­ка и слу­жи­те­ля в нуж­де мо­ей» (Флп.2:25). Епа­ф­ро­дит был епи­ско­пом в Адри­а­ке[101]. Свя­той Карп, о ко­то­ром свя­той апо­стол Па­вел упо­ми­на­ет во Вто­ром По­сла­нии к Ти­мо­фею в та­ких сло­вах: «Ко­гда пой­дешь, при­не­си фе­лонь, ко­то­рый я оста­вил в Тро­аде у Кар­па, и кни­ги» (2Тим.4:13), был епи­ско­пом в Бе­рии Фра­кий­ской[102]. Окон­чил жизнь в ми­ре[103]. Свя­той Ко­драт был епи­ско­пом в Афи­нах и Маг­не­зии[104], где, про­по­ве­дуя сло­во Гос­подне, при­нял от ру­ки афи­нян му­че­ни­че­скую кон­чи­ну[105] при ца­ре Адри­ане[106]. Свя­той Марк, он же и Иоанн, о ко­то­ром, как спут­ни­ке Пав­ла и Вар­на­вы, мно­го раз упо­ми­на­ют Де­я­ния Апо­столь­ские, как, на­при­мер, в сле­ду­ю­щем ме­сте: «А Вар­на­ва и Савл, по ис­пол­не­нии по­ру­че­ния, воз­вра­ти­лись из Иеру­са­ли­ма (в Ан­тио­хию), взяв с со­бою и Иоан­на, про­зван­но­го Мар­ком» (Деян.12:25 и др.), был епи­ско­пом в го­ро­де Биб­ло­се, в Фини­кии[107]. Свя­той Марк тво­рил мно­гие чу­де­са и имел та­кую бла­го­дат­ную си­лу, что от од­ной его те­ни ис­це­ля­лись бо­ля­щие[108]. Свя­той Зи­на, по про­зва­ний За­кон­ник, т. е. учи­тель за­ко­на Мо­и­се­е­ва, о ко­то­ром свя­той апо­стол Па­вел упо­ми­на­ет в По­сла­нии к Ти­ту, го­во­ря: «Зи­ну за­кон­ни­ка по­за­боть­ся от­пра­вить ко мне» (Тит.3:13), был епи­ско­пом в Ди­оспо­ле. Свя­той Ари­старх, о ко­то­ром упо­ми­на­ет­ся в Де­я­ни­ях Апо­столь­ских (Деян.19:29) и в По­сла­ни­ях свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла к Ко­лос­ся­нам (Кол.4:10) и к Фили­мо­ну (Флм.1:23), был епи­ско­пом в го­ро­де Апа­меи[109]. Свя­той Пуд, о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел во Вто­ром По­сла­нии к Ти­мо­фею, го­во­ря: «При­вет­ству­ет те­бя и Пуд» (2Тим.4:21), был чле­ном рим­ско­го се­на­та. Он был че­ло­век бла­го­че­сти­вый, при­ни­мал в сво­ем до­ме свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла и мно­гих ве­ру­ю­щих. Впо­след­ствии дом его был об­ра­щен в цер­ковь, ко­то­рая на­зы­ва­лась «Пас­тыр­скою» и в ко­то­рой, по пре­да­нию, свя­щен­но­дей­ство­вал свя­той апо­стол Петр. Свя­той Тро­фим, о ко­то­ром два­жды упо­ми­на­ют Де­я­ния Апо­столь­ские (Деян.20:4, 21:29) и свя­той апо­стол Па­вел в том же По­сла­нии к Ти­мо­фею, го­во­ря: «Тро­фи­ма же я оста­вил боль­но­го в Ми­ли­те» (2Тим.4:20), вме­сте с апо­сто­ла­ми Пу­дом и Ари­стар­хом со­пут­ство­вал во всех го­не­ни­ях апо­сто­лу Пав­лу и, на­ко­нец, ко­гда свя­той апо­стол Па­вел в Ри­ме при Нероне был усе­чен ме­чом, вме­сте с сво­и­ми дву­мя со­то­ва­ри­ща­ми так­же был обез­глав­лен[110]. Свя­той Марк[111], пле­мян­ник апо­сто­ла Вар­на­вы, был епи­ско­пом в Апол­ло­ниа­де Вифин­ской[112]. О нем упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Ко­лос­ся­нам вме­сте с вы­ше упо­мя­ну­тым апо­сто­лом Ари­стар­хом: «При­вет­ству­ет вас Ари­старх, за­клю­чен­ный вме­сте со мною, и Марк, пле­мян­ник Вар­на­вы» (Кол.4:10). Свя­той Ар­те­ма[113], о ко­то­ром го­во­рит свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Ти­ту: «Ко­гда при­шлю к те­бе Ар­те­му» (Тит.3:12), был епи­ско­пом в Ли­страх[114]. Свя­той Аки­ла, о ко­то­ром упо­ми­на­ет­ся в Де­я­ни­ях Апо­столь­ских (Деян.18:1-3) и в По­сла­ни­ях апо­сто­ла Пав­ла (Рим.16:3-4 и др.), был епи­ско­пом в Ге­рак­лее, Сло­во же Бо­жье про­по­ве­до­вал в Азии и Аха­ии и за про­по­ведь свою при­ял му­че­ни­че­ский ве­нец[115]. Свя­той Фор­ту­нат, о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в Пер­вом По­сла­ний к Ко­рин­фя­нам (1Кор.16:17-18), неустан­но тру­дил­ся, про­по­ве­дуя имя Хри­сто­во, и по­сле мно­гих тру­дов вос­при­нял бла­жен­ную кон­чи­ну. Свя­той Аха­ик, о ко­то­ром вме­сте с Фор­ту­на­том упо­ми­на­ет в том же По­сла­нии к Ко­рин­фя­нам свя­той апо­стол Па­вел, го­во­ря: «Я рад при­бы­тию Сте­фа­на, Фор­ту­на­та и Аха­и­ка: они вос­пол­ни­ли для ме­ня от­сут­ствие ва­ше, ибо они мой и ваш дух успо­ко­и­ли» (1Кор.16:17-18). Свя­той Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, о ко­то­ром упо­ми­на­ют Де­я­ния Апо­столь­ские (Деян.17:34), сна­ча­ла был епи­ско­пом в Афи­нах, а по­том про­по­ве­до­вал Хри­ста в Гал­лии[116] и здесь был обез­глав­лен. О том, что и он при­над­ле­жал к апо­столь­ско­му ли­ку, сви­де­тель­ству­ет Ев­се­вий, епи­скоп Ке­са­рии Па­ле­стин­ской[117], ко­то­рый, пе­ре­чис­ляя 70 апо­сто­лов, го­во­рит: «при­бавь к ним то­го Аре­о­па­ги­та, по име­ни Ди­о­ни­сия, о ко­то­ром Лу­ка в Де­я­ни­ях Апо­столь­ских пи­шет, что он был об­ра­щен к ве­ре про­по­ве­дью Пав­ла в Афи­нах». Свя­той Си­ме­он по про­зва­нию Ни­гер; о нем упо­ми­на­ет в Де­я­ни­ях свя­той апо­стол Лу­ка, го­во­ря: «В Ан­тио­хии, в та­мош­ней церк­ви бы­ли неко­то­рые про­ро­ки и учи­те­ли: Вар­на­ва, и Си­ме­он, на­зы­ва­е­мый Ни­гер» (Деян.13:1). О том же, что и он при­над­ле­жал к ли­ку апо­столь­ско­му, сви­де­тель­ству­ет свя­той Епи­фа­ний, по­став­ляя его меж­ду апо­сто­ла­ми, ибо он так пе­ре­чис­ля­ет их име­на: «Мар­ка, Лу­ку, Иуста, Вар­на­ву, Апел­лия, Ру­фа, Ни­г­ра (т. е. Си­мео­на Ни­г­ра) и про­чих семь­де­сят два»[118]. Та­ким об­ра­зом, свя­той Епи­фа­ний удо­сто­ве­ря­ет нас, что лик сих мень­ших апо­сто­лов со­сто­ит из се­ми­де­ся­ти двух лиц, и что свя­той Си­ме­он Ни­гер – был один из это­го чис­ла апо­сто­лов. Кро­ме то­го, свя­той Иоанн Да­мас­кин[119] в Ок­то­и­хе пя­то­го гла­са в сре­ду на ве­черне по­сле две­на­дца­ти апо­сто­лов упо­ми­на­ет и со­бор се­ми­де­ся­ти двух апо­сто­лов.

 

Просмотры (12)