Празднование Рождества Христова завершается 13 января
(31 декабря по юлианскому календарю)
когда отмечается отдание (окончание) праздника.
В Православной Церкви в праздновании больших праздников существует определенный порядок.
Вначале идет предпразднство (“перед праздником”) – дни, когда церковные службы содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой (все великие праздники имеют предпразднства по 1 дню, кроме Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет 5, а последний 4 дня). Следующий этап – само празднество и, наконец, последний – попразднство (“после праздника”). Последний день попразднства, после которого его литургическое воспоминание прекращается до следующего года, называется “отданием праздника”. Отдание знаменуется особо торжественным богослужением, во время которого исполняются все молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник.
Отдания праздника были приняты при организации богослужения в IV в. и преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова; в последующее время церковь, для большей торжественности, присоединила их и к другим великим праздникам.
Праздник Рождества Христова – самый торжественный из праздников неподвижного цикла, имеющий 6 дней попразднства. Отдание праздника Рождества Христова отмечается особым богослужением, более торжественным, чем службы предыдущих дней попразднства, иногда почти воспроизводящим службу первого дня этого праздника.
В Рождественскую ночь все мы переживали чудо Рождества Христова. Каждый из нас входил в эту ночь для того, чтобы выйти из нее человеком обновленным, человеком, который нашел для себя нечто драгоценное, то драгоценное, с чем теперь можно жить, то драгоценное, что нельзя разменять в жизни, но этим в цельности можно и нужно жить, как сам дар жизни.
Зачем Господь пришел на землю? Зачем Господь родился на земле? Для того чтобы совершить дело Своего отцовства. Как можно именовать Бога Отцом, если не чувствовать Его отцовского присутствия? Как можно обращаться к Нему как к Отцу, если не чувствовать, что Он поймет тебя, потому что знает, что такое человеческая жизнь, знает о ней все и даже больше. Бог пришел в жизнь людей, Бог стал человеком, как восклицает сегодня один из святых угодников Божиих для того, чтобы человек стал богом. Рождество Христово, воплощение Божие на земле для каждого из нас — это ответ на вопросы жизни нашей: а что является ее силой и корнем? а нужна ли вообще наша жизнь?
Рождество Христово — это убеждение торжества жизни над смертью, торжества правды над неправдой, это убеждение того, что наша жизнь по-настоящему ценна потому, что нужна Богу, не только нам самим, не только друг другу, но она нужна Богу, а значит, наша жизнь может быть наполнена удивительными гранями и талантами…
Просмотры (9)